Реорганизация Украины: дезинтеграции не избежать?

8 сентября 2014 - Вячеслав Молчанов
article271.jpg

Экономическим и политическим результатом правления центральной украинской власти за последние 15 лет стала полная экономическая, политическая и гуманитарная катастрофа. Основными причинами такого положения дел стала некомпетентность элит, имеющих сугубо олигархиечкую природу, олигархично-клановый строй по образцу России 90 годов, культурно-политическая, языковая и этническая дивергенция, заложенная в УССР, в условиях больших, единых государств - Российской Империи и Советского Союза.
 

В результате, к 2014 г. ВВП Украины на душу населения (по данным Всемирного Банка), с учетом паритета покупательной способности, даже при наличии малочисленной, но сверхбогатой прослойки олигархов и асиметрично развитого Киева, всё равно составляет 8 788$. Это соответствует уровню между Парагваем (8 043$) и Монголией (9 433$). В то время, как другие крупнейшие государства постсоветского пространства с начала 21 века проделали динамичный путь развития: Беларусь – 17 615$ (уровень между Болгарией и Румынией), Казахстан – 23 206$ (между Хорватией и Польшей) Россия – 24 120$ (между Польшей и Португалией)
 

Другими печальными итогами существования единого, унитарного украинского государства в границах УССР, стали: деиндустриализация, не носившая, в отличии от развитых стран мира, постиндустриальный характер, миграционный отток населения, демографический, энергетический, политический и гражданский кризисы, утрата легитимного конституционного строя, стихийная политическая дезинтеграция, гуманитарная катастрофа в ряде регионов и гражданская война .
 

В связи с этим, встаёт вопрос радикального, глубинного общественного переустройства государственности с целью нормализации ситуации и дальнейшего эффективного сосуществования и развития народов и государств ранее единой страны.
 

Украина и Новороссия, пути выхода из кризиса
 

Вариант №1. Переустройство путём максимальной децентрализации.
 

Провозглашение суверенных народных республик в каждой области Украины по отдельности. Дальнейший свой путь каждая из республик решает самостоятельно. В этом случае, через последующий демократический референдум, на уровне каждой из областей может быть принято решение о движении к независимому государству – полноправному участнику Европейского/Евразийского Союзов; вхождение в состав какого-либо будущего союза западных/центральных/юго-восточных областей-республик Украины; вхождение в состав России или полный нейтралитет по отношению к каким либо торгово-экономическим блокам и/или государствам в качестве полностью суверенного государства.
 

Новообразованные республики в этом случае не отвечают по долговым обязательствам центрального правительства в Киеве, которые некомпетентная центральная власть возлагала на народы Украины на протяжении последних 15 лет. Таким образом, народные республики появляются как независимые субъекты международного права со свободной от государственного долга экономикой и, соответственно, высочайшими кредитными рейтингами.
 

Новообразованные республики на основе деклараций о независимости формируют собственные конституции, выходят из сферы влияния олигархических-властных кланов Украины и сами определяют внутреннее устройство, количество и состав государственных и официальных языков, а также вектор внешнеэкономического и внешнеполитического развития; формируют свои собственные государственные военные организации и сами принимают решение о целесообразности отправки своих военных в горячие точки мира.
 
 

Вариант №2. Полноценная федерализация Украины.
 

Каждая область, через подтверждение на региональных референдумах проекта новой, федеративной конституции, получает статус субъекта федерации в составе Украины. В зависимости от проекта федерализации области имеют или не имеют право законного выхода из Украинской Федерации; устанавливается уровень бюджетной автономии каждого региона в виде перераспределения 60-90% доходов субъекта федерации в бюджет субъекта федерации. На всей территории Украинской Федерации сохраняется единая таможенная территория,  общий рынок товаров, услуг и капитала, фискальная и монетарная политика федерального правительства, валютная гривневая зона, единая армия.
 

Жители субъектов Украинской Федерации сами, путем демократического голосования определяют государственные и официальные языки своего субъекта федерации, а также его внутреннее устройство. Вопросы внешнеэкономического и внешнеполитического вектора развития определяются в рамках всей Украинской Федерации всенародным, демократическим, тайным голосованием. В международных отношениях субъекты федерации представляются федеральным правительством Украины.
 

 

Вариант №3. Статус-кво минус выборность региональной власти.
 

Сохранение текущего статуса областей, но проведение реформы лёгкой децентрализации, суть которой является введение полной выборности региональной власти. В остальных сферах сохраняется статус-кво.
 

Очевидно, что первый вариант сулит быстрое, наиболее гармоничное (в смысле учета этно-политической линии разлома) размежевание Украины, с перспективой последующей, относительно быстрой стабилизации в экономике и обществе.
 

Второй вариант, вариант федерализации – не решает вопросы военно-политической интеграции, а также вопросы интеграции внешнеэкономической, т.к. электоральные предпочтения диаметрально противоположны и полярны, что означает неучет волеизъявления другой половины страны и, соответственно, чревато потенциальной нестабильностью в дальнейшем. При этом сценарии существование единого, децентрализованного украинского государства возможно только в условиях внеблокового как военного, так и экономического статуса. Макроэкономический «нейтралитет», в долгосрочной перспективе, в виду объективных причин, является контрпродуктивным.
 

Третий же вариант и вовсе способен стать лишь только первым шагом, отправной точкой к разрешению проблемы государственного устройства, но никак не является полноценным решением.

Между тем, оотсрочка эффективного разрешения вопросов рорганизации общества губительна. На момент относительно стабильного правления Януковича Украина уже имела глубоко отрицательный внешнеторговый баланс при стагнации экономики. В условиях падения ВВП, промпроизводства, стремительного увеличения дефицита торгового баланса, сокращения ЗВР и энергитического, политического кризисов процессы реорганизации могут принять совершенно стихийную форму, что однозначно приведёт к риску возникновения катастрофических социально-гуманитарных последствий.
 

Смежные материалы:

НовостиПризрак Евразии в Киеве

СтатьиУкраина: в большую Европу через Евразийский Союз

Новости и репортажиКирилл Дмитриев: Евразийский Союз поспособствует экономическому росту Украины

СтатьиУкраина - Россия: от партнёрства к союзу

Новости и репортажиУкраине выгоднее Таможенный союз, чем Евросоюз