От Таможенного к Евразийскому

article230.jpg

Нужен баланс суверенитета и интеграции.

В последние дни активизировалась заочная дискуссия относительно формата евразийской интеграции: президенты Казахстана и Белоруссии Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко по очереди заявили о том, что евразийская интеграция не подразумевает создания политического союза и восстановления СССР в том или ином формате. Означает ли это снижение темпов интеграции или отказ от нее?


Создание межгосударственных объединений - это тренд современной экономики. Чтобы экономика развивалась в ней должно развиваться разделение труда, а для этого экономика должна обладать определенным объемом, чтобы эффективно функционировали все необходимые отрасли. Даже США не могут поддерживать необходимый уровень разделения труда в рамках национальной экономики. Поэтому современный мир обречен на экономическую интеграцию.

 

Страны Евразийского Союза

 

Россия, Казахстан и Беларусь участвуют в грандиозном интеграционном проекте – Евразийский экономический союз. Под Евразийским Союзом подразумевается проект конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза Казахстана, России и Белоруссии. Союз строится по модели мощного наднационального объединения, способного стать самодостаточным рынком (население которого должно составлять не менее 200—250 миллионов человек) и одним из геополитических «полюсов» современного мира, играющего при этом роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Суть проекта сводится к созданию унифицированных условий экономической деятельности: единого таможенного пространства, единой налоговой системы, пенсионной системы, унификации тарифов, технических регламентов, трудового и миграционного законодательства. Все это позволит не только объединить наши экономики, но придаст кумулятивный эффект: новая экономика будет мощнее и эффективнее суммы ее частей.

Но в процессе создания новой экономики у каждой из сторон появляются свои трудности. К примеру, казахстанские пошлины на автомобили и другие товары были ниже, чем аналогичные пошлины в России и Беларуси. И после создания Таможенного союза эти пошлины и тарифы стали на уровне российских и белорусских, что привело к снижению активности на рынке автопрома. Высказываются опасения, что другие участники могут пострадать от унификации налоговой системы или от перераспределения капитала. Конечно все это болезни роста, несравнимые с выгодами, приносимыми новым союзом. Но и болезни роста нужно лечить. И здесь для нас бесценным является опыт старейшего межгосударственного экономического объединения – Евросоюза. Причем как положительный опыт экономического регулирования, так и отрицательный, выразившийся в последнем экономическом кризисе.
 
Конечно, у Евросоюза есть целый ряд отличий. Первоначально это был союз равных по уровню экономик (Франция, Бельгия, Германия). Да и участие этих стран в ВТО сглаживало различия. Это существенно упрощало объединение. Но были и обратные факторы: эти страны никогда не входили в единую экономику и в силу схожести отраслевой структуры вынуждены были конкурировать друг с другом. Так, что сумма плюсов и минусов была такая же, как у нас. Задачи и цели полностью совпадали.


Для решения этих задач Евросоюз использовал два механизма:

1. Квотирование.
 
2. Систему дотаций и европейских программ.
 
В 90-ые годы появился еще один механизм — единая валюта.

Евросоюз устанавливал квоты на производство продукции различных отраслей экономики, что позволяло избегать экономических кризисов и, в конечном счете, привело к возникновению единого сбалансированного европейского хозяйства. Более того, квотирование не отменило конкуренции, а лишь изменило ее формы. И хотя система квот в 70-ые – 80-ые годы вызывала массовое недовольство населения, в наше время борьба за квоты идет ожесточенно, но в рамках определенных процедур, которые не разъединяют участников, а объединяют их.


Дотации и экономические программы – это общеизвестный макроэкономический механизм стимулирования экономики. В Евросоюзе они первоначально служили пряником, приложенным к кнуту квотирования. А с 90-х годов, когда в Евросоюзе появились слабые экономики, стали механизмом выравнивания экономических уровней стран участников ЕС.


Еще одним мощным рычагом развития стала единая валюта. Заговорили даже, на наш взгляд преждевременно, о ее победе над долларом.


Европа добилась немалых успехов. Но для того чтобы добиться их, европейские страны вынуждены были частично отказаться от своего суверенитета и передать часть полномочий надгосударственным структурам. Секрет успеха интеграции в умении находить баланс между суверенитетом и интеграцией. И причина последнего кризиса, на наш взгляд, именно в том, что такой баланс не был соблюден: в одних отраслях уровень интеграции оказался выше, чем в других. В результате кризис. Вот пример: валюта в Европе едина, а долговые обязательства у каждой страны собственные, в результате в долг берут одни, а расплачиваются другие. Но причина здесь не в излишней интеграции, а в её недостатке, точнее несбалансированности. И это главный урок Евросоюза: интеграция должна быть единой, забегания вперед, равно как и отставания, чреваты кризисами.
 
Для стран Евразийского союза проблема баланса интеграции и суверенитета намного острее, чем для Евросоюза. Во-первых, наши страны молоды и для них суверенитет – ценность почти сакральная, и поступиться им, даже во имя пользы, довольно трудно. Во-вторых, сам Евразийский союз еще очень молод, а поэтому для крупномасштабной передачи полномочий надгосударственным органам пока нет всех необходимых условий. (Наш союз куда либеральней европейского мы определяем условия, но не вводим ограничения). Но если этот баланс не сложится, то болезни будут множиться, а если сложится, то станут очевидны и механизмы лечения болезней. Может быть, это будут финансовые инструменты, а может быть программы структурной перестройки экономики, или выпуска совместной продукции, и так далее. Но в любом случае вопрос баланса – ключевой.
 

Автор: Дмитрий Журавлев - директор Института региональных проблем.

 

Источник

Смежные материалы:

Интеграционный проектЕвразийский экономический союз

НовостиИзменения в ЕТТ ТС будут рассмотрены на заседании ЕЭК в Минске 12 октября

Полнометражное видеоМихаил Хазин и Сергей Глазьев о Таможенном союзе

Новости и репортажиРеферендум: Вступить ли Молодове в Евразийский Союз?

Интеграционный проектТаможенный союз