Евразийский союз и мировая интеграция

23 сентября 2012 - Вячеслав Молчанов
article98.jpg

Ни для кого не секрет, что идея добровольного создания наднациональных образований из суверенных государств не является на сегодня прорывом в геополитической и экономической теории. Давно известный и яркий пример - это Европейский Союз.

 

 

Вряд ли сегодня можно найти человека, который ничего не слышал про проблемы в ЕС. Как известно, европейский проект интеграции является тем самым прообразом союза евразийского. Но не смотря на это, создание евразийского союза содержит некоторое множество отличительных черт, что вполне логично. Вот только некоторые из них.

 

Во-первых, Евразийский Союз включает в себя страны, составлявшие в прошлом единое государство. Да, многие назовут предшественниками Евросоюза - Западную Римскую империю, Франкию, Священную Римскую империю или даже Третий Рейх. Но все эти государственные образования нельзя назвать полноценной аналогичной предпосылкой к интеграции, каковой является СССР.

 

Единое государство Евразии существовало всего 20 лет назад, степень интегрированности населения и экономик была значительно выше. В отличии от Европейского союза, евразийским странам достался в наследство общий язык, стержневое государство Россия и более или менее дееспособная регулирующая организация СНГ. Кроме того, не надо забывать про единый ментальный и культурный след, который оставила на евразийских народах жизнь в едином государстве.

 

Далее. У нас есть накопленный, очень ценный, огромный теоретический и практический опыт Европы, что позволяет не допускать её ошибок. Так, например, очевидно, что формирование валютного союза без фискального приводит к очень негативным последствиям, как и сугубо политическое расширение без учёта экономических факторов. Конечно, ошибки ЕС, которые стоит учесть - это большая отдельная тема, но сегодня безусловно есть основания утверждать, что Евразийский Союз может и должен быть значительно крепче и совершенней в экономическом и политическом аспектах.

 

 

Но вернёмся к мировому опыту. Не смотря на то, что ещё в 1949 был создан Совет Европы, имевший больше правовую направленность, первым прародителем Европейского союза принято считать Европейское объединение угля и стали (European Coal and Steel Community) в 1951 году, которое по задумке создателей должно было сдерживать военные конфликты в Европе. Любопытно, что уже тогда Великобритания была категорически против делегировать крошечную часть своего суверенитета организации и не подписала договор. Участниками стали Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Супстя 6 (!) лет, следующим шагом было сформировано Европейское Экономическое сообщество. ЕЭС по своей сути представляло общий рынок, реализация которого началась с таможенного союза. Через 2 года после этого был создан Европейский парламент, который изначально носил консультационный характер. В дальнейшем, государства-участники постепенно передавали всё больше полномочий на наднациональный уровень, институты европейского союза объединялись, крепли и становились всё более универсальными, да и сам список участников постоянно пополнялся. По состоянию на август 2012-го, Евросоюз включает 27 стран, около 500 млн. человек населения и 21% мирового ВВП по паритету покупательной способности.

 

Обобщая европейский опыт, можно говорить о правильности выбора экономического начала интеграции. Положительным выводом можно также отметить метод разноскоростной интеграции, когда все страны интегрируются постепенно, на совершенно добровольных началах и в соответствии с внутриполитическими обстоятельствами. Из отрицательного опыта можно назвать вышеуказанные отсутствие единого налогового механизма при валютном союзе, поспешное политически-мотивированное расширение, слабоэффективныый антикризисный инструментарий, а также слабую внешнеполитическую интеграцию. Так, ввиду последних событий вполне серьёзно озвучиваются идеи создания Соединённых Штатов Европы, как следующий, посткризисный шаг.

 

В контексте Евразийского Союза стоит отметить, что в долгосрочной перспективе как минимум экономическое слияние Европейского и Евразийского союзов фундаментально имеет большие выгоды и перспективы для участвующих субъектов. Этот же, кстати, факт является разрешением проблемы евроинтеграции как для Украины, как страны наиболее активно стремящейся войти в европейский блок, так и для других постсоветских стран. Сегодня на повестске дня стоит не расширение, а возможное сокращение еврозоны и совершенно понятно, что никакого расширения европейской конфедерации в краткосрочной перспективе ждать не следует.

 

Именно поэтому Евразийский союз полностью снимает дилему выбора внешнеэкономического вектора для восточноевропейских постсоветских стран. Объединённая экономика не менее чем в 210 млн. человек, развитая и сформированная по средствам внутренней интеграции гораздо ценней для европейского сообщества, чем рынки отдельных стран. В случае коллективной евроинтеграции, страны-участники могут добиться более выгодных условий слияния, а время до того момента, как Евросоюз будет готов к расширению (как минимум 10 лет) должно быть эффективно использованно для модернизации евразийских экономик, которую ввиду множества факторов гораздо эффективней проводить единым целым.

 

Теперь краткий обзор других интеграционных проектов в мире, которые находятся только на теоритеческой стадии формирования.

 

 

Африканский Союз

 

                     

 

На данный момент Африканский Союз - международная межправительственная организация, в которую входит 54 государства африканского континента. Примечательно, что ныне свергнутый и покойный лидер Ливии Муамар Каддафи был одним из самых активных сторонников формирования региональных альянсов в Африке и на Ближнем Востоке.

 

 

Североамериканский Союз

 

 

Возможный союз трёх стран северной америки. С 1992 года функционирует Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA , North American Free Trade Agreement). В случае девальвации доллара США и падения его роли как мировых денег, переход на амеро - гиппотетическую единую валюту трёх государств Северной Америки - США, Канады и Мексики через экономические интеграционные реформы является очень реалистичным шагом к преодолению кризиса. Кроме того, ещё с 1958 года существует Командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD, North American Aerospace Defense Command) — объединённая система аэрокосмической обороны США и Канады, ставящая целью обеспечение контроля воздушного и околоземного пространства Северной Америки, раннего предупреждения о воздушно-космическом нападении, противовоздушной и противоракетной обороны двух  стран.

 

Несмотря на отсутствие политической воли к такому союзу сегодня, в академическом сообществе США был сформирован план, который позднее опубликовали в американском Совете по международным отношениям под названием «Создание Североамериканского сообщества»

План предполагает:

  • Создание Североамериканского экономического и оборонного блока (сообщества).
  • Создание управленческих структур, необходимых для функционирования Североамериканского блока.
  • Усиление североамериканской конкурентоспособности путём введения общих внешнеторговых тарифов [иначе говоря, движение к таможенному союзу].
  • Развитие (свободного) движения через границы для жителей Северной Америки (при помощи биометрических индикаторов).
  • Принятие единого плана охраны границ (для борьбы с терроризмом и проникновением террористов предлагается создание единого трёхстороннего центра обучения сотрудников правоохранительных органов).
  • Сокращение пропасти в (экономическом) развитии Мексики и США — для этой цели США и Канада создадут Североамериканский Инвестиционный Фонд.
  • Развитие общей североамериканской энергетической и сырьевой стратегии.
  • Углубление педагогических связей, культурного обмена и программы подготовки учителей.
  • Введение в обращение «амеро» — новой общей валюты, которая заменит канадский доллар, доллар США и мексиканское песо.
  • Создание супермагистрали NAFTA, соединяющей Мексику, США и Канаду.

 

Самое южное государство континента Мексику в силу исторических и этно-культурных причин многие эксперты геополитики относят к Латиноамериканскому союзу, в который входят ибероязычные страны Америки.

 

 

Латиноамериканский союз

 

                   

 

Союз южноамериканских наций или Латиноамериканский союз - региональная международная организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года. Своими близжайшими целями УНАСУР (от исп. Unión de Naciones Suramericanas -  UNASUR) ставит своей задачей на ближайшую перспективу построение всеобъелющей зоны свободной торговли и координацию стран участниц в социально-экономических вопросах.

 

9 стран латинской Америки уже участвуют в проекте единой системы региональных взаиморасчётов с единой денежной единицей "сукре". В дальнейшем страны-участники рассчитывают на создание полноценной единой валюты.

 

При сообществе с 2008 года действует Южноамериканский совет обороны - консультационно-совещательный орган, направленный на снижение военной напряжённости на материке.
 

Смежные материалы:

СтатьиПространство ЕАС - выход на крупнейшие мировые рынки